Концепция воспитательной работы школы-интерната.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Учащиеся школы-интерната требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности воспитанника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад жизни школы-интерната педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Нормативно – правовыми основами концепции воспитательной системы КОУ ВО «Школа – интернат № 7» являются:
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
- Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
- Устав КОУВО школа-интернат №7
Концепция воспитательной системы школы разработана с учетом анализа образовательной и воспитательной ситуации в школе, особенностей социума, потребностей, желаний учащихся, родителей, педагогического коллектива, требований современного общества. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
I. Цели и задачи воспитательной системы
Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.
Указанная цель требует решения ряда задач:
- создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и условий для её успешной реализации;
- осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;
- координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.
- создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности ребенка; - содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;
Ожидаемые результаты:
- снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;
- сохранение патриотического и культурного наследия;
- возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.
Реализация целей и задач воспитательной системы школы формирует воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.
Основными воспитательными ценностями являются:
- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Приоритетные и системообразующие виды деятельности.
Традиции, созданные в школе, органично вошли в современную воспитательную систему и легли в ее основу. В своем развитии воспитательная система школы основывается на:
- пропаганде здорового образа жизни и оздоровлении ребенка;
- взаимодействии внеурочной деятельности с учебным процессом;
- сложившемся опыте организации коллективно-творческой деятельности и системе средств включения ребенка в процесс познавательной деятельности, творчества и самоорганизации;
- организации и функционировании кружков и секций, как системе дополнительного образования, дающей ребенку право выбора деятельности в соответствии с потребностями и интересами;
- создании и реализации образовательных программ, способствующих самопознанию, самореализации ребенка;
- использовании возможностей социокультурной среды микрорайона, города; взаимодействии с государственными органами, общественными организациями, творческими союзами, образовательными центрами для обмена информацией, опытом работы и создания научной, методической, кадровой и материально-технической базы для развития воспитательной системы школы.
В содержании воспитательной системы создаются условия для разнообразной и полноценной деятельности учащихся, в основе которой лежит компетентностно - ориентированный подход. Исходя из своеобразия и традиций школы, коллектив стремится к организации и органическому сочетанию видов деятельности /спортивный, трудовой, познавательный, досуговой / с различными формами деятельности, создавая образовательное пространство для обучающихся, в котором ребенок может свободно передвигаться, развиваясь и реализуя себя. Из многообразия видов деятельности в настоящее время как системообразующий развивается познавательный вид деятельности. Он вбирает в себя различные формы воспитательной работы, включая в воспитательный процесс направления других видов деятельности, организуемых на базе образовательного учреждения с целью воспитания школьников.
Формы организации воспитательной работы в школе:
- Праздник «День Знаний»
- День учителя
- Предметно-экологический Фестиваль «Радуга»
- Литературные гостиные
- Масленица
- День Земли
- День Победы
- Спортивные праздники и мероприятия
- Последний звонок
Организация деятельности кружков и секций дополнительного образования обучающихся выстраивается на основе интересов и свободном выборе. Работа кружков и секций дополнительного образования осуществляется по следующим направленностям:
- культурологической;
- художественно-эстетической;
- естественно -научной;
- физкультурно-спортивной;
Классные воспитательные мероприятия планируются и проводятся в соответствии с задачами развития классного коллектива, в форме интеллектуальных игр и встреч, конкурсов, вечеров, встреч в кругу друзей, классных часов. В данных видах и формах деятельности принимают участие обучающиеся 1 - 9 классов, КПО, преподаватели школы, родители. Через коллективные творческие дела, систему дополнительного образования, участие в программах, уроках и внеурочных мероприятиях школы, осуществляется создание условий, благоприятных для личностного развития всех обучающихся и каждой индивидуальности.
Результативность воспитательной системы.
В соответствии с целями и задачами сформулированы основные критерии оценки эффективности развития воспитательной системы:
- развитость личности ребенка;
- актуальность и реализм (соответствие условиям и возможностям школы);
- создание условий, благоприятных для личностного развития всех обучающихся и каждой индивидуальности;
- упорядочение жизнедеятельности группы, класса, школы; формирование коллективов;
- удовлетворенность всех субъектов воспитательной системы процессом и результатами воспитательной деятельности;
- создание психолого-педагогических условий для становления и развития системы.
Его характеризует:
- Формирование в едином воспитательном коллективе «духа школы»;
- Деятельность различных коллективов школы отличается скоординированностью, стремлением к достижению единых целей;
- Закрепляются традиции, созданные в школе;
- Существует коллектив единомышленников в едином воспитательном коллективе школы;
- Расширены возможности для самореализации и самосовершенствования обучающихся, через различные формы воспитательных мероприятий, систему дополнительного образования;
- Утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
- Развивается социально-психологическая служба и действует социально психологическое сопровождение ребенка в школе;
- Ведется методическая работа в педагогическом коллективе по совершенствованию воспитательной работы в школе;
- Ведется отслеживание результатов (диагностики) воспитания личности, развития воспитательной системы.
Достижение данных результатов увеличит вероятность появления следующих эффектов воспитания:
- личностных – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности; овладение ими социально полезными видами деятельности;
- социальных – распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.
Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует считать динамику их личностного роста, в частности:
- динамику усвоения учащимися основных социальных норм; - динамику развития позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);
- динамику накопления учащимися опыта самостоятельного социально значимого действия.
Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:
- реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,
- реализация педагогом воспитательного потенциала вне учебной деятельности детей,
- развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.
Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:
- разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении,
- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,
- наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания,
- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами,
- развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения.
Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы