ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
КОУ ВО "Школа-Интернат № 7"
«Не потерять ни одного зерна солнечной детской души!»
Воронеж, просп. Патриотов, 7
(473) 263-27-73

КОУ ВО "Школа-Интернат № 7"

«Не потерять ни одного зерна солнечной детской души!»
МЕНЮ

Поговорим о ювенальной юстиции

 

Цель:

  • повышение правовой культуры родителей младших подростков;
  • научить родителей умению использовать некоторые юридические термины в практической деятельности, во взаимоотношениях с педагогическим коллективом, органами социального обеспечения и младшими под­ростками.

Форма:

  • •  обучающее родительское собрание в форме беседы-диалога с проблемными заданиями.

Участники:

  • •  классный руководитель, родители, участковый ин­спектор или представитель органов юриспруденции.

Подготовительный этап:

  • •  классный руководитель предварительно изучает ли­тературу по проблеме, готовит тексты заданий для родителей.

Оборудование, оформление:

  • выставка литературы по проблеме собрания;
  • задания для родителей.

 

Ход родительского собрания

Беседа 1. «Что такое ювенальная юстиция?»

 

 

В общем юридическом смысле ювенальная юстиция — это система охраны и защиты прав несовершеннолетних.

В последние годы в России широко распространена точка зрения о необходимости вынесения определенной категории дел, затрагивающих права детей, за пределы компетенции обычных судов, т. е. о создании в России ювенальной юстиции.

Еще в 1910—1917 гг. в России была создана система судов по делам несовершеннолетних, где функции судьи осуществлял мировой судья. Такие суды отличались та­кими признаками, как конфиденциальность судебного разбирательства, отсутствие формальной процедуры, в том числе официального обвинительного акта, упрощен­ное производство, сводившееся в основном к беседе су­дьи с подростком при участии попечителя, применение попечительского надзора в качестве основной меры воз­действия.

В период реформы советского уголовного и уголовно-процессуального законодательства (1959—1961 гг.) сно­ва предпринимались попытки создать модель правосу­дия для несовершеннолетних. И в первые годы после реформы этот замысел удавался (были введены дополни­тельные гарантии прав несовершеннолетнего, специализа­ция судей, прокуроров, следователей). Однако дальней­шие изменения законодательства оказались не в пользу несовершеннолетних, и начавшая было возникать модель ювенальной юстиции довольно быстро превратилась в обычное общеуголовное правосудие.

«Ювенальная юстиция» — термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Ювенальные суды в их различных модификациях более ста лет успешно функ­ционируют во многих странах мира: Италии, Японии, Польше, Франции, США и некоторых других. В России в настоящее время, говоря о ювенальной юстиции, име­ют в виду главным образом защиту несовершеннолетних правонарушителей. Защита жизненно важных семейных прав ребенка не входит в сферу рассмотрения ювенальных судов. Между тем, если бы уделялось больше вни­мания соблюдению права ребенка на жизнь и воспита­ние в семье, удалось бы избежать многих правонаруше­ний и преступлений несовершеннолетних.

В рамках предполагаемой судебной реформы и ожи­даемого внедрения ювенальной юстиции мнения ученых о форме, которую она должна принять, резко разошлись. Ряд ученых настаивают на введении отдельных специа­лизированных судов по делам несовершеннолетних, в то время как другие ратуют за рассмотрение дел несовер­шеннолетних в особом порядке, но без создания специ­альных судов.

Идея создания семейного суда отражает стремление отнести все вопросы, касающиеся подростка-правонару­шителя, нуждающегося «в заботе, контроле и защите», к юрисдикции одного определенного судебного органа. Этот орган должен рассматривать не только вопросы, ка­сающиеся правонарушения, совершенного подростком, но и все те, что возникают в судебном процессе в связи с совершенным правонарушением (опека, попечительство, санкции в отношении родителей, споры об имуществе и т. д.).

В предлагаемых проектах реорганизации ювенальной юстиции России подчеркивается, что суд для несовер­шеннолетних не может решить многих вопросов, когда речь идет не о применении наказания и иных мер воз­действия к несовершеннолетнему преступнику. Поэтому прямой смысл включить в его компетенцию и вопросы, связанные с защитой прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством.

В качестве примера можно привести специализи­рованный детский департамент суда Гааги (Нидерлан­ды), который рассматривает дела о назначении опеки, помещении детей в специализированные учреждения, уголовные дела, бракоразводные процессы, чему пред­шествует процесс подготовки судей к рассмотрению дел и последующий  контроль судей  за исполнением  и действенностью вынесенных ими решений, связанных с защитой прав несовершеннолетних.

В процессе рассмотрения дела о правонарушении су­дья правомочен решить и вопрос о мерах перевоспита­ния подростка, контроле за ним, а также вопросы опе­ки, назначения супервайзора (наблюдателя), который будет осуществлять помощь семье в преодолении внут­ренних конфликтов и построении стратегии взаимо­отношений с ребенком, и другие вопросы вплоть до де­портации незаконно находящегося на территории Ни­дерландов правонарушителя. Все аргументы и идеи об­суждаются с ребенком и только в определенных случа­ях— с его родителями или опекунами. Обстановка в про­цессе скорее походит на доверительный разговор, чем на судебный процесс в российском его понимании. Возмож­ность рассмотрения вопросов как уголовного, так и семей­ного права одним судьей, уже знакомым с ребенком и его проблемами, значительно повышает эффективность принятых судом решений.

К сожалению, в России эти вопросы рассматривают­ся разными судьями. И если необходимость реформиро­вания уголовной системы защиты прав несовершенно­летнего уже широко признана, то реформирование по­рядка и способов защиты семейных прав ребенка остает­ся пока открытым. Для того, чтобы быть допущенными к работе в детском департаменте, голландские судьи долж­ны иметь значительный опыт работы и пройти опреде­ленную подготовку. Имеет смысл ввести обязательную специальную подготовку и для российских судей, веду­щих дела, затрагивающие права и интересы детей. При­чем эта подготовка должна включать в себя помимо озна­комления с международными стандартами защиты прав детей и основы психологии ведения дела с участием не­совершеннолетнего.

 

Задание 1. Прослушайте (или прочтите) и определите, какие из нижеперечисленных изречений можно от­нести к проблемам ювенальной юстиции: «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-цзы).

«Когда в стране много запретительных законов, на­род становится бедным» (Лао-цзы).

«Мягким законам редко подчиняются, суровые ред­ко приводятся в исполнение» (Б. Франклин).

«Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции» (Н. Мальбранш).

«Закону, правителю и более мудрому следует пови­новаться» (Демокрит).

«Людям необходимо установить законы и жить по законам; иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей» (Платон).

«Кто не подчиняется законам, тот лишается их свя­щенной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других; но и от самих себя» (Гейне).

«Закон могуч, но власть нужды сильнее» (И. Гёте).

«Возможность украсть создает вора» (Ф. Бэкон).

«Величайшее поощрение преступления — безнаказан­ность» (Цицерон).

«По лесу и звери, по времени и законы» (Народная мудрость).

«Вода идет от истока к устью, преступление возвра­щается к преступнику» (Народная мудрость).

«Рот, который привык есть, и рука, которая привыкла убивать, никогда не успокоятся» (Народная мудрость).

«Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо не будь их, люди пожрали бы друг друга» (Эпикур).

«Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы» (К. Ясперс).

«Гуманность в человеке есть результат воспоминания о страданиях, ему знакомых либо по собственному опы­ту, либо по опыту других людей» (К. Гельвеций).

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других как самого себя и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать человеколюбием» (Конфуций).

«Много есть чудес на свете, Человек их всех чудес­ней» (Софокл).

«Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество» (Б. Паскаль).

 

Задание 2. Прослушайте (или прочтите) и определите, каким образом приведенные ниже три юридических понятия можно отнести к ювенальной юстиции?

Права человека — принципы, нормы отношений между людьми и государством, обеспечивающие инди­виду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получить определенные блага (это собственно права).

Понятие, характеризующее правовой статус челове­ка по отношению к государству, его возможности и при­тязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Понятие, которое отражает положение человека в обществе и государстве, характеризует возможности лю­дей в экономической, социальной, политической, куль­турной, правовой сферах, является главным показате­лем развития демократического общества.

Право — система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию об­щественных отношений в масштабе всего общества; им­ператив, стоящий над государством и законом, защища­ющий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества; совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответству­ющую законодательную форму, а может и не быть обле­чена в нее.

Специфическая нормативная система, регулирующая отношения в обществе.

Регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства.

Система общеобязательных для граждан, государ­ственных и общественных организаций и объединений правил поведения (норм), установленных или санк­ционированных государством и направленных на обес­печение организованности и стабильности общества.

Система общеобязательных, неперсонифицированных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю по-литических сил, стоящих у власти, направленных на урегулирование общественных отношений.

Возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными усло­виями жизни данного класса, его интересами.

По своей идее есть равновесие частной свободы и об­щего блага.

Данная кем-либо или признанная обычаем власть, сила, воля, свобода действия; власть и воля в условных пределах.

Преступление — по уголовному праву Российской Федерации (ст. 14 УК РФ) виновно совершенное опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Нарушение уголовного права.

Проступок и грех; беззаконие, злодеяние; поступок, противный закону.

© 2022. .