ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
КОУ ВО "Школа-Интернат № 7"
«Не потерять ни одного зерна солнечной детской души!»
Воронеж, просп. Патриотов, 7
(473) 263-27-73

КОУ ВО "Школа-Интернат № 7"

«Не потерять ни одного зерна солнечной детской души!»
МЕНЮ

Программа коррекционной работы КОУ ВО «Школа-интернат №7»

  1.  Общие положения

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона РФ "Об образовании в РФ";

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599);

а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

            Программа направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с умственной недостаточностью различной степени, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы специального образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории в получении ими образования и дальнейшей социализации в общество.

Программа обеспечивает:

- создание специальных условий воспитания, обучения детей с нарушениями интеллекта, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных коррекционных программ в образовательном коррекционно-воспитательном процессе;

- удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями интеллекта при освоении ими основной образовательной программы специального образования, помощь в  их дальнейшей адаптации в образовательном учреждении;

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного коррекционного сопровождения в условиях образовательного процесса детей с умственной недостаточностью с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями ЦПМПК);

- соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого рекомендациями СанПин 2.4.2.3286-15

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

            Программа содержит:

1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися;

2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих коррекции недостатков и освоению обучающимися с умственной отсталостью образовательной программы специального образования;

3) систему комплексной  поддержки обучающихся с нарушениями интеллекта, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы специального образования;

4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую направленность коррекционной работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей-дефектологов, воспитателей, педагога-психолога,  социального педагога, учителей-логопедов, медицинских работников образовательного учреждения, других учреждений и структур города;

5) планируемые результаты коррекционной работы.

  1.  Цели и задачи коррекционной работы

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих  дефектологов России коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего образования, коррекция пробелов общего развития и предшествующего обучения, оказание помощи в освоении основной образовательной программы специального образования, социальной адаптации к жизни и труду.

Коррекционно-педагогический процесс в специальном образовании представляет собой целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Их содержание, с одной стороны,  определяется  общими целями и задачами  гармоничного развития личности каждого ребенка и учебного коллектива в целом, а с другой стороны, каждое структурное звено решает специфические цели и задачи. Структурные компоненты и содержание коррекционно-педагогического процесса  образовательного учреждения определяются  нормативными документами и отражаются в локальных актах.

Задача коррекционного обучения – преодоление отставания в развитии ребенка (в том числе и его жизненной компетенции), вызванное первичным нарушением, а также предупреждение и коррекция вторичных нарушений. Содержание обучения зависит от поставленных в каждом конкретном случае целей и задач.

Основные задачи коррекционной работы:

- определение особенностей познавательных возможностей учащихся;

- повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;

- осуществление дефектологической, психологической и логопедической помощи;

- работа по коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;

- подготовка к восприятию трудных тем учебной программы в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;

- восполнение пробелов обучения, преодоление трудностей в освоении программ обучения;

- работа по коррекции нарушений развития устной и письменной речи учащихся;

- преодоление отрицательных последствий нарушений устной речи в процессе общения, коммуникации;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей;

- мониторинговое отслеживание усвоения программы и ее корректировка при необходимости;

- распространение специальных знаний по коррекционной работе учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогом-психологом среди педагогов, родителей обучающихся;

- оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей по психологическим, логопедическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- соблюдение интересов ребёнка,

- системность,

- непрерывность,

- вариативность,

- рекомендательный характер оказания помощи.

  1.  Основные направления и содержание коррекционной работы в школе-интернате

Структура Программы коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, каждое из которых имеет свои цели, задачи и содержание:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление положительной (отрицательной) динамики в индивидуальном продвижении воспитанников в ходе проводимой коррекционной работы, своевременное внесение корректив в процесс исправления (доразвития) психических функций детей и включает:

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащихся школы, испытывающих трудности в обучении и в общении, анализ причин трудностей адаптации к школе, оказание индивидуальной коррекционной помощи;

- изучение и анализ  причин возможных отклонений в положительной динамике развития в ходе коррекционной работы и их анализ;

- обследование (при необходимости) на ШПМПк учащихся школы-интерната в случае обращения родителей (законных представителей) или педагогов с согласия родителей (законных представителей);

- обследование учащихся, прибывших в школу-интернат из других школ и учащихся, оказавшихся в социально опасном положении, с целью выработки форм и методов организации и ведения коррекционно-образовательного процесса, исходя из возможностей школы-интерната;

- осуществление комплексного наблюдения и обследования обучающихся специалистами школы различного профиля в ходе коррекционно-развивающего процесса;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает специализированную коррекционную помощь в освоении содержания специального образования, коррекцию недостатков развития детей с умственной отсталостью, способствует формированию у них учебных действий, в зависимости от степени познавательных способностей и дефекта развития и включает

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями интеллекта и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся в условиях школы-интерната, включает в себя:

- выработку совместных рекомендаций основных направлений коррекционной работы с учащимися школы - интерната, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование учителей специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, врач) по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов коррекционной работы с обучающимся;

- консультативную помощь семьям воспитанников в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения детей.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность, связанную с особенностями коррекционно-образовательного процесса, с участниками образовательного процесса (обучающимися, их родителями и педагогическими работниками).

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы);

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с умственной отсталостью и коррекционной работе с ними.

Коррекционная работа в школе-интернате планируется и проводится согласно учебному плану, который включает в себя специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

  1.  Планируемые ожидаемые результаты коррекционной работы

Планируется, что проводимая целенаправленная коррекционная работы в школе-интернате положительно повлияет на результаты исправление (доразвитие) психических функций аномального ребенка.

В результате проведенной коррекционной работы ожидается:

- исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей в социализации воспитанников;

- формирование, в основном, позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом;

- усвоение учащимися учебного материала образовательной программы;

- овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках, определенных образовательной программой.

- своевременное выявление обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними, снижение их количества и допущенных нарушений.

 



© 2022. .